библиотека \ статьи
"Дни Равноденствия (14-15.09.02)"
   
   
 

Да, похоже надо почаще выбираться из Москвы. Честно говоря, взяв несколько интервью у наших рок-мэтров, побывав на всевозможных "пиво-радийных" фестивалях с одними и теми же героями и уяснив окончательно, что времена "честного рок-н-ролла" никогда не вернуть, я уже совершенно отчаялась и начала разочаровываться в том, что делаю. Я даже опрометчиво "проводила" всю музыкальную жизнь на Украину, зная о проходящем там 13-го сентября "Просто Роке" (впрочем, все с теми же надоевшими "героями рокапопса"). И вот тут-то редакция неожиданно откомандировала меня на рок-фестиваль "Равноденствие", что проводится в столице Татарстана уже в четвертый раз.
В принципе, желание посетить Казань было у меня уже давно, поскольку рассказывали мне про этот город много и в основном хорошее. Но определяющим фактором послужило желание хоть раз за последнее время побывать на фестивале, где хедлайнерами являются не Земфира и Мумий Тролль, а группы, которые в столицах пока еще входят в число "молодых и перспективных" (хотя это и не совсем верно) - Каберне Денев, Кирпичи, Дети Picasso и Distemper. К тому же, весьма интересно было посмотреть, что творится в музыкальной жизни на древней татарской земле.

К сожалению, полноценного впечатления от игры местных музыкантов мне получить так и не удалось, поскольку прямо с поезда нас, столичных корреспондентов со "Звуков" и "Нашего радио", повезли на ГТРК "Татарстан" на съемки передачи с участием вышеуказанных хедлайнеров. Посему выступления групп Театр Теней, Арт Феникс, Эйфория, Не прислоняться, По спине лопатой На! (вот названьице-то!), Notice и Крокодили, проходившие в первые два часа фестиваля, увидеть не получилось, и пришлось довольствоваться лишь краткими характеристиками на них, данными арт-директором фестиваля Маратом Нигаметзяновым, который и обеспечивал нашу культурную программу: "В этом году нам хотелось сделать фестиваль гораздо насыщеннее по музыкальной стилистике, хотя на отборе по-прежнему очень много было панк-групп. А вот 'Театр теней', например, - это инструментальная музыка, 'Эйфория' - такой гранж казанский, 'По спине лопатой На!' можно определить как "панк с речитативом", 'Крокодили' вообще играют рокабилли. Наша основная задача - показать людям разную музыку."

Надо сказать, что организаторы фестиваля справились с этой задачей весьма успешно: ни одна из приглашенных групп не была похожа на другую. Лично для меня фестиваль начался с выступления первых столичных гостей - Каберне Денев, пропагандирующих столь мало известный у нас стиль "ска". Конечно, организаторы сильно рисковали, пригласив их на роль хедлайнера: судя по всему, такую музыку в Казани не слышали никогда, и первую половину выступления столичной диковины народ, сплошь одетый в майки Арии, Короля и Шута, Гражданской обороны и <>, удивленно взирал на сцену, силясь понять, чего же хотят от них эти девять человек в желтом, во главе со странно танцующими парнем в кепке и девушкой в галстуке. По-моему, лишь когда зазвучали знакомые звуки песенки "Акватория' из давнишнего детского мультика, задорно исполненной солисткой группы Таней "Конфетой" Комиссаровой, люди стали потихоньку врубаться, что ска - это очень веселая танцевальная музыка, и зал постепенно расшевелился. Правда, ввиду того, что стиль был доселе никому неизвестен, танцевали все больше "по старинке": размахивая руками с растопыренными козой пальцами. Я ждала еще одного хитового кавера, с которым 'Каберне' отметились в "Чартовой дюжине" - песни из кинофильма "Последний дюйм", но почему-то она так и не прозвучала.

Кстати, на этом фестивале кавер-версии весьма актуальны: еще несколько коллективов-участников отметились на этом поприще, да и зрителям, похоже, это нравится. Впрочем, об этом чуть позже, а пока своими впечатлениями делится лидер группы 'Каберне Денев' Константин Карабчеев: "Я не берусь сравнивать это с нашим выступлением на "Нашествии". "Нашествие" - это был большой клуб просто... что 80 человек, что 80 тысяч в принципе, все равно. Нам не хватает именно практики общения со стадионами, поскольку такие площадки у нас пару-тройку раз в год бывают. А здесь - все хорошо, такой нормальный средний московский клуб, хорошая реакция. Единственно, что я заметил - достаточно молодая публика, на нас все-таки в Москве и Питере ходят люди постарше. То, что нас не сразу поняли - я этого и ожидал. Это нормальная реакция абсолютно новых людей, потом к 40-й минуте они "расходятся", и вторая половина концерта проходит как надо. Ну, не ожидали люди такого - это понятно. Но все отлично, мне кажется, нам понравилось!

Фестиваль проходит два уик-энда подряд в казанском ДК Химиков (это к тому, что "нормальный средний московский клуб"), но не в большом зале, а в малом, так что поначалу даже невозможно было понять, что к чему, поскольку на входе нас встречала афиша о выставке кактусов, далее следовала ярмарка одежды и обуви, а у входа в буфет толпились какие-то солидные дяди и тети в парадных костюмах с огромными букетами и книжками из серии "Как стать богатым" и "Как добиться успеха". Оказывается, одновременно с фестивалем проходил семинар по сетевому маркетингу, и пока молодежь наслаждалась музыкой, их старшие товарищи радостно обучались тому, как друг друга получше объегорить с помощью какого-то очередного "чудодейственного" лекарства. Представляю, как удивлялись те, кто попадал не в "свой" зал!
А этажом выше тем временем продолжался смотр местных талантов. На сцену вышла группа Гараж, и тут уж стало понятно, что нужно зрителю. Сначала прозвучала композиция с жизнеутверждающим рефреном "Меня целовала смерть!", затем солист радостно объявил песню "Не ссы!", на которой была дана команда телеоператорам выключить камеры (весь фестиваль снимался той же ГТРК "Татарстан"), зал дружно заорал "Панки хой!", а мы с "Нашим" коллегой решили переждать этот момент и попить кофейку. По поводу следующей группы из Йошкар-Олы с самокритичным названием "Пуля себе" мы единодушно пришли к определению: смесь Текиладжаззз с Дельфином, с наглым сдиранием проигрышей ДДТ. Зато следующая команда, хоть и тоже наведшая на сравнение, но теперь уже с I.F.K, все-таки заставила прослушать себя от начала до конца. Начав с весьма смелого заявления "Мы лучше всех!" в первой композиции, ребята из казанской группы Отчаянный, в принципе, не разочаровали. Хотя, конечно, общее настроение их песен довольно точно соответствует их названию - "тяжело и депрессивно".
Михаил Турцев, солист группы 'Отчаянный': "Я начал играть рэп спонтанно. Это произошло, когда в Чечне расстреляли пермский, кажется, ОМОН. Тогда там положили 90 человек, а я встал с утра с похмелья, включил телевизор, и охренел! Я в шоке бродил до обеда, так хреново себя ощущал от этого - просто у меня папа военный, поэтому это все близко. Я взял тогда гитару, ушел от жены в другую комнату, и сочинил песню "Война", которую потом в ФУЗЗе обозвали конъюктурщиной.
Но мы не играем чистый рэп! Мы исполняем речитативную музыку с элементами разных стилей. Чистый рэп есть только в Америке, я так считаю. Питерский рэп - это "умный" рэп, а московский - это "слова плюс Децл". Короче, московский рэп - это деньги, а питерский рэп - это Кирпичи! "

Судя по всему, казанской публике ближе "питерский рэп", потому что заканчивали свое выступление 'Отчаянные' под периодическое скандирование Кирпичи! Кирпичи!, - они и завершили первый день фестиваля весьма забойным часовым сетом. Я даже удивилась, насколько у ребят возрос уровень профессионализма со времени нашего общения на Питерском фестивале 97-го года, на котором они были одними из самых молодых участников. Еще более меня удивило, насколько местная публика хорошо знакома с их творчеством, поскольку даже слова новой песни "Школьнички" многие подпевали, не говоря уж о "Байке", "Плюю я в воду с парапета" и "Водка - плохо"! На мой вопрос, что они об этом думают, ребята сказали следующее:
Данила Смирнов: - А что, город большой, почему нет?
Вася Васин: - Интернет у всех есть, и пластинки тоже есть, хотя нас не продают нигде!
Данила: - Я вот действительно удивился, когда в Москве пели наши песни в 96-м.
Вася: А я удивился, когда в 96-м году лютой зимой в городе Котовске - это где-то между Житомиром и Тирасполем - к нам подошел чувак в три утра и спросил, из какой мы группы. А услышав, что 'Кирпичи', сказал, что у него есть наша пластинка. Это был шок!
Ребята из 'Кирпичей' отметили хорошую техническую сторону фестиваля:
Вася: - Звук нормальный был на сцене, нечастый случай, когда можно технично и не напрягаясь донести до слушателя всю информацию.
Данила: - На сцене было очень комфортно, не хотелось попросить сделать того-то побольше, того-то поменьше, очень хороший звук!
Ребята постарались "выдать по максимуму". Особенно же пронзительно прозвучали в их выступлении слова песни "Смерть - это то, что бывает с другими", музыка к которой была написана, оказывается, их бывшим барабанщиком Женей Назаровым, скончавшимся в феврале 2000 года. Впрочем, и старые песни про наркотики, которые раньше звучали как стеб, теперь приобрели несколько другое звучание, - хотя, возможно, мне это только показалось.

В общем, первый день, несмотря на солнечные ска-напевы любителей вина "Каберне" и актрисы Катрин Денев, произвел на меня несколько гнетущее и тяжеловатое впечатление, которое я надеялась развеять назавтра. К счастью, эти ожидания оправдались.
Поняв, что пропуск первых двух часов концерта особо ничего меня не лишает, в чем меня заверили организаторы (ох, как, наверное, обидятся на меня за эти слова музыканты групп Альтернатива, Амальгама, Без десяти, Cry o death и Глюки!), я вновь направилась на телестудию, где должна была состояться встреча с двумя оставшимися гостями фестиваля - группами Дети Picasso и Distemper, только что прибывшими в столицу Татарии. Вот тут-то и начались радостные встречи, причем обоюдные, поскольку приятно все-таки встретить в чужом городе пусть и не очень близкие, но все-таки родные московские лица. И если в случае с родственниками великого художника все было понятно, поскольку с их директором Сашей Коноваловым мы пересекались еще в бытность его работы в "FeeLee", а с Гаей Арутюнян познакомились на "Нашествии", то узнавание меня членами другого коллектива приятно удивило: как выяснилось, название группы Амударья , в коей мне довелось попеть когда-то, лидеру Distemper Вячеславу "Доценту" Бирюкову и барабанщику Сергею "Баю" Байбакову известно очень хорошо.
Быстренько отстрелявшись на съемках, мы направились в ДК, где уже вовсю гремел фестиваль. Правда, число зрителей в зале почему-то резко уменьшилось: если накануне оно доходило до тысячи человек одновременно, то теперь ряды поредели примерно на половину. Не думаю, что все меломаны города решили вдруг послушать Марину Хлебникову, которая, как выяснилось, в этот день сменила в большом зале желающих "легко добиться успеха". Скорее, все-таки тяжело еще народу в провинции привыкать к такому распорядку, - а может, и накладно платить каждый день по 100 рублей за концерт, хотя любой столичный меломан бы только обрадовался такой дешевизне.
Тем не менее, оставшаяся публика бурно приветствовала всех участников фестиваля, среди которых я вновь неожиданно увидела знакомые лица,- точнее лицо солиста неизвестной для меня группы Пятна из Йошкар-Олы, коим оказался Сергей Карамазов, лидер команды Братья Карамаzовы (не путать с их тезками из Киева и Питера!), три года назад успешно выступавшей на фестивале "Культурные герои XXI века". Вполне достойным было и нынешнее их выступление, хотя опять-таки я не могла отделаться от лезшего в голову сравнения с 'Текилой'. Впрочем, сам Сергей особо и не скрывает своего восхищения этим замечательным коллективом, и вполне возможно, что скоро 'Пятна' смогут составить питерцам достойную конкуренцию, если не изменят своим принципам: "Для группы Пятна это дебют в Казани, поскольку в таком составе мы здесь еще не выступали и не пели этих песен, но лично я уже третий раз участвую в "Равноденствии". И каждый раз я поражаюсь, что это действительно праздник! Люди приходят совершенно искренне послушать разную музыку, а не ждут какую-то определенную группу. Дай Бог, чтобы это вышло на какой-то общероссийский уровень, хотя, в принципе, это и так уже достаточно серьезно. К сожалению, это тяжело сделать без коммерции. На мой взгляд, многие коллективы находят сейчас препятствие в лице продюсеров типа Михаила Козырева. Если послушать то, что крутится по радио, - это кошмар! Они все играют одно и то же: одинаковые голоса, одни и те же гармонии, какие-то заунывные песни... Я "Нашествие" на смог смотреть по телевизору, поскольку действительно классные группы, типа 'Текилы', не показывали! А здесь на фестивале можно увидеть до фига групп, которые сидят у себя где-нибудь "в подвалах", репетируют, приезжают - и все поражаются, где ж они были раньше! И вот здесь уже дальше все зависит от самих музыкантов. Как мне сказал однажды Александр Ф. Скляр: "Ребята, если вы действительно хотите чего-нибудь добиться, то хY&рьте, хY&рьте и хY&рьте!" То есть как бы жизнь ни била, и какие бы нечистоплотные и недобросовестные люди в ней не попадались, нужно добиваться своего! Я пережил тот возраст, когда человек определяется, что ему нужно в жизни, и понял, что не могу без музыки. Для меня это как наркотик!"

Что касается "одинаковости" крутящихся по радио групп, то сложно в этом упрекнуть первых гостей второго дня "Равноденствия" -'Детей Picasso'. Вряд ли еще можно найти у нас на рок-сцене коллектив, исполняющий песни даже на староармянском языке, причем передаются эти песни из поколения в поколения в роду, к которому относятся лидеры группы Гая и Карен Арутюнян. Впрочем, одинаково хорошо в их исполнении прозвучали и песни с элементами гранжа, и рок-н-роллы. Вот только композиция, благодаря которой Детей узнали многие и которую упорно требовали исполнить казанцы, - "Песня Красной Шапочки" (и снова о каверах), так и не прозвучала, - а жаль! Но все равно, в отличие от предыдущего дня, выступление гостей было сразу принято "на ура", хоть и забавно было наблюдать за попытками исполнять национальный армянский танец жителями Татарстана.
Гая Арутюнян: "Меня очень удивляет это фестивальная волна по России, по регионам. Мне кажется, это очень правильно. Я думаю, что только сейчас тот "железный занавес" начал подниматься. Люди реально стали видеть "живую" музыку, "живые" выступления - не просто купили пластинку или что-то увидели по телеку, а именно "живьем"! Получается настоящий культурный обмен между городами! В последнее время только на моих глазах две команды - одна из Минска, другая, кажется, из Кургана - пробились именно таким "фестивальным" путем в Москву. У них подписаны контракты с прекрасными лейблами, они работают на хороших площадках - все прекрасно! То есть шансы есть у всех, вне зависимости от места проживания, мне так видится!"

К сожалению, в силу перестановок в порядке выступлений, мимо меня прошли еще две местных группы - FM и Джек-Пот. Впрочем, о первой из них можно сказать, послушав переданную в редакцию запись, что ребята, скорее, придерживаются традиций "русского рока".
Зато следующий коллектив, вышедший на сцену "Равноденствия", лично от меня заслуживает всяческой благодарности, поскольку прослушивание их явно способствует поднятию настроения, что стало понятно еще в прошлом году при прослушивании их демо-записи. Примерно такое же состояние у меня раньше возникало на всяческих "мотологических курултаях", проводимых группой Тайм-Аут, - о чем я и поведала Антону Салакаеву и Роману Кузнецову, музыкантам ВИА Волга-Волга. Хотя, если говорить о собственно музыке, исполняемой группой, то тут сложно определиться однозначно: можно с одинаковым успехом сравнить и с Ленинградом, и с Бахыт-компотом, и с Леприконсами, и даже с "облегченным"Королем и Шутом. А еще проще - просто признать их непохожесть ни на кого! Во всяком случае, их кавер-версия (опять кавер!) "Белых роз' мне понравилась гораздо больше оригинала, не говоря уже о заглавной песне из "Титаника", столь слезливо звучавшей в исполнении Селин Дион и столь изменившейся в сопровождении баяна Антона и саксофона Романа. Кстати, одна из песен Волги-Волги под названием Лютая недавно даже вошла в саундтрек к фильму Алексея Балабанова "Война', а саму группу можно иногда услышать и в московских клубах. Сами ребята отвечают на вопрос о стиле своего ансамбля так:
Антон: - На самом деле мы уже немного трансформировались, так что те вещи, которые мы делаем сейчас, уже нельзя отнести к какому-то "колхозному панку". Есть более серьезные вещи, и есть настолько более оттяжные , что назвать их народными вряд ли получится.
Роман: - У нас выступление зависит от того, кто на них придет. Придет скрипач - будем играть такую программу, трубач вот вообще сейчас уехал...
Антон: - У нас сейчас 9 человек в коллективе, и поэтому стилистика концерта определяется набором музыкантов, которые будут участвовать в выступлении. Мы специально такую фишку не придумывали, просто так получилось, что в любой момент, в любом состоянии мы можем сыграть в любом варианте - либо так, либо этак - как угодно!

Ну и, наконец, осталось лишь завершить свой рассказ о фестивале, упомянув о последнем хедлайнере первой части праздника - группе Distemper, играющей забойный ска-панк, также впервые звучавший в Казани. Однако, в отличие, от коллег по ска - направленности из 'Каберне Денев', элемент панка в этом случае, видимо, позволил коллективу быстрее добиться понимания публики: хоть и осталось зрителей к вечеру воскресения совсем немного, но зато отрывались все от души! Опять-таки, немалую роль в этом сыграли две кавер-версии детских песен - "Песни разбойников" из "Бременских музыкантов" и "Спит осторожная трава" (с хулигански измененным текстом). И еще хотелось бы отдельно отметить духовую секцию, очень зажигательно танцевавшую в перерывах между своими вступлениями: особенно саксофонистку Ксюшу Олейникову, чей инструмент был почти ростом с нее, так что оставалось только диву даваться, откуда в этой хрупкой девушке столько сил и энергии. Медленно, но верно наша рок-сцена пополняется новыми женскими дарованиями, и меня это радует, хотя ни в коей степени я не отношу себя к феминисткам.
Доцент: - Концерт - ураган! Так и положено, так на всех наших концертах. Единственное, что народу мало, и народ не знает наших новых песен, но старые, которые мы играли еще со старым гитаристом, просили. Новый альбом только появился, сейчас его народ послушал и, надеюсь, будет достойно "зажигать" под него! В любом случае, зал не стоял на месте, а танцевал, прыгал.
Вообще, я считаю, что для Казани это вполне хорошее действо, если учесть, что здесь практически нет рок-музыки, как говорят организаторы. Люди ко мне подходили и говорили, что здесь такую музыку, как мы играем, вообще никогда не слышали и не знали. Теперь она здесь будет! Мы свое дело сделали, и я рад этому и счастлив!"

Что ж, думаю, что Слава выразил общее мнение, поскольку недовольных лиц в зале не было, и даже милиция, охранявшая ДК во время концертов, признала, что фестиваль прошел на удивление спокойно. Впрочем, фестиваль на этом не закончен, ибо в грядущий уик-энд ожидается продолжение действа, и на сей раз гостями "Равноденствия" станут Тараканы! и Приключения Электроников (и опять каверы!) из Москвы, а также питерская Торба-на-круче и Элизиум из Нижнего Новгорода. Хочется им пожелать таких же удачных выступлений и такого же хорошего приема, а организаторам фестиваля - получить все-таки полноценную поддержку местных властей, чтобы помимо осеннего можно было бы проводить и весеннее "Равноденствие"!

 

 

     
     

 

 

 

TopList Rambler's Top100

Хостинг от uCoz