Корреспондент ВЭ стал одним из 25 тысяч зрителей концерта Пола Маккартни
на
Красной площади
Концерты
на Красной площади и на Васильевском спуске – знаковые
для российского шоу-бизнеса. Выступить на лобном месте
может быть дозволено (если артист может себе это позволить)
только самым большим звездам. Думается, выступи Маккартни,
скажем, в Олимпийском, эффект был бы совершенно другой.
И Back In USSR мы слушали бы совершенно по-другому.
Три часа под открытым небом, 37 песен, от которых душа
взлетает выше Спасской башни. А в небесах грозят пальцем
Джон и Джордж: «Все ж таки устроил концерт, шельмец!»
…Идем к сцене как раз во время саундчека. Слышим: "You say you will
love me, if I have to go..." Боясь поверить своему счастью, поворачиваю
голову и вижу живого Пола Маккартни, играющего на гитаре Things We Said Today.
Ноги подкашиваются, слезы наворачиваются, а губы сами складывают слова. А
Пол поет Lady Madonna, You Never Give Me Your Money, All My Loving и даже
что-то похожее на "Red square, Moscow, beautiful day". Позже
он располагается в середине площади на небольшом возвышении и начинается
пресс-конференции.
Журналистов указывает пресс-секретарь и редко попадает в точку. Вопросы
в основном мелкие либо глупые. Но несколько все же запомнились:
- Пол, приветствуем вас в России. Итак, лучший город в мире какой?
- Ливерпуль!
- Вы бы хотели здесь, на Красной площади, с Джоном Ленноном, если да, то
какую песню вы бы спели?
- Конечно, это было бы здорово, чтобы Джон был здесь, и Джордж тоже. Но это
невозможно… А спели бы мы, я думаю, I Want To Hold Your Hand.
А потом мне все-таки дают еще один билет - зеленый, за тысячу. Почему «еще»?
Сидел я в прошлый четверг на работе, просматривал почту. Ничего не ожидал
от сегодняшнего дня. Завтра должно было прийти сообщение о моей аккредитации
на концерт Маккартни. Надо было пойти купить билеты в столицу. Но тут пришло
письмо из "Альфа-банка". Мол, вы, Радиф, выиграли билеты на концерт
Маккартни, потому что участвовали в викторине и набрали 39 баллов из 50
возможных. Ждем вас завтра на вручении.
Что оставалось делать? Только плюнуть на экзамены, похвастаться коллегам,
посидеть немного и поразмышлять над превратностями судьбы, купить билет и
уже через три часа ехать в Москву:
Еле-еле найдя здание банка, узнаю, что билеты дают в "Альфа-капитале".
Мчусь туда. Оказывается, забыл указать свои ФИО. Так и прохожу по спискам
- radif: Беседуем с работниками банка. "Мы здесь все на ушах, - говорят
они. - каждые пять минут все меняется".
Вечером обнаруживаю себя в списках аккредитованных на пресс-конференцию.
Действительно, "все течет, все изменяется". Тьма журналистов
на Васильевском спуске бьются за возможность получить аккредитацию. Спустя
полтора
часа начинают впускать на территорию (и изымают у меня забытую в рюкзаке
бритву).
Сбагрив его проходившим рядом дамочкам, проходим несколько милицейских заслонов,
проходим мимо Манежной и наконец-то проходим сквозь металлоискатель. Успеваем
пробиться в надцатые ряды танцевального партера почти рядом с огромным экраном.
Увы, я не сэр Пол, и видно оттуда не важно. Приходится вытягиваться и скакать.
Над сценой поднимается звездный занавес, а на ней самой - люди в костюмах
del arte, силачи, гимнасты, грации. Летают огромные воздушные шары. Звучит
музыка, подозрительно напоминающая экспериментальные работы с альбома Fireman
Rushes. Постепенно танцы и трюки убыстряются, суета растет: и - ах! - возникает
силуэт бас-гитары, а также - человечка со знаменитым Hoefner'ом наперевес.
Тот самый жест - левая рука в привествии. Не уж-то мы дожили до этого.
Hello Goodbye, потом сразу - энергичная Jet. All My Loving! 50-летний мужчина,
40-летний патлатый битломан, его жена, школьница, сбежавшая с последнего
звонка и дальше, дальше - все поют: "Close your eyes and I'll kiss you.
Tomorrow I'll miss you…" Позитива столько, что даже когда ты прыгаешь,
чтобы поглядеть на сцену и кого-то толкаешь, тебе говорят: "Скачите,
молодой человек, сколько угодно:"
Пол берет гитару, звучит It's Getting Better, а потом - тяжеленная версия
Let Me Roll It. Эйб Лэйбориэл Джуниор, колоритнейший чернокожий барабанщик,
который позже проорет на чистом русском языке: "Ну что, вы готовы ЗАЖИГАТЬ?",
вместо двух ударов по малому барабану делает яростные пять, а Маккартни
играет в конце соло из Джими Хендрикса.
Кстати, о языках. Каждый музыкант постарался произнести во время концерта
пару фраз на русском. Проще всего поступил гитарист Расти Андерсон - произнес: "Я
знаю пять слов по-русски. И я их уже сказал". Остальная речь предусмотрительно
записана им на магнитофон: "Дорогая Москва, спасибо за ваше внимание.
Наш бэнд привьетствует вас! Просим не прилеплять жевательную резинку к стульям,
потому что чистый стул - счастливый стул!" А уж сам сэр Пол - то и вовсе
переходит на чужую мову раз десять за концерт. К примеру следующую песню,
Your Loving Flame, он посвящает "моей жене Хэзер", которая сидит
практически перед ним на специальном сиденье среди фанатов "группы поддержки" -
российского Битлз-клуба. Вместе с Lonely Road они являют собой блок песен
с нового альбома.
А теперь то, что на бутлегах концерта будет слушаться как настоящий "квартирник"!
Пол берет гитару и остается один на один с 25 тысячами слушателей. Что вам
спеть, милые? Сперва - расширенная версия битловской Blackbird, сольная Every
Night. Внезапно Маккартни начинает играть кантри, останавливается - "No" -
и исполняет "We Can Work It Out". На сцене появляет электроорган,
раскрашенный под психоделику. You Never Give Me Your Money, переходящая
в Carry That Weight - как на альбоме Abbey Road. С экранов над сценой на
нас
смотрит, широко раскрыв глаза, 25-летний Пол. Звучит Fool On The Hill.
"Я написал песню после смьерти моего друга Джона" - Here Today. Дальше
веселее - на укулеле (гавайской гитаре) исполняется Something. Посвящается
Джорджу. А Пол ее играет ее так весело, что мысли о бренности и смерти даже не
пытаютс
прийти в голову.
Переходим к полуакустике. Дэвид Кэйн берет аккордеон, Эйб вытаскивает на
сцену малый барабан. Here, There And Everywhere, I've just seen a face, Calico
Skies.
К этому моменту, похоже, разогрелся не только танцевальный, но и сидячий
партер. Пришел, кстати, и президент. "Поприветствуем вновь присоединившихся!
Привет, ребята!". Вот это уже достойный прием! От площади теперь можно
ожидать чего угодно, но только не обид и тишины.
"Махнем во Францеею?" Девочка десяти лет рядом со мной ответственно
заявляет: "А сейчас будет Michelle…"
Band On The Run в новой аранжировке – судя по разговорам, это премьера. И
Back In The USSR! Один из пиков концерта, массовое безумие, взлет патриотизма,
чувства единения с народом. А сделал все это простой парень из Ливерпуля.
She's Leaving Home - кто бы мог подумать в 60-х, что эта вещь будет звучать
со сцены. А вот песня из другой оперы - Can't Buy Me Love. И люди заходятся
в крике. Пол поздравляет всех с днем рождения и заводит Birthday. И не скажешь,
что в следующем месяце ему стукнет аж 60. Отлично выглядит, молодеет с каждой
песней.
Снова перемещение - за пиано. Бондиановская Live And Let Die с бешеной
скачкой кадров на экранах. Let It Be - от неожиданности я падаю на спину,
но меня
подхватывают. И Hey Jude, во время которой зал поет "Na na na na na
na na:". "Мальчишки!" "Девчонки!" - хор тише,
но зато подпевает сама Хэзер.
Они уходят, но мы-то знаем, что в сет-листе у них еще около шетси песен.
Группа не заставляет себя ждать. Еще три песни, включая I Saw Her Standing
There.
На втором бисе я кричал "Тише!" Хотелось запечатлеть этот момент,
возможно, единственный в моей жизни. Но вся площадь, как один, пела: "Yesterday
all my troubles seems so far away...". Повтор Back In The USSR и нас
можно выносить вперед ногами. Но еще реприза Sgt. Pepper's Lonely Hearts
Club Band - мол, it's time to go - переходящая в The End.
Конец? Похоже, да. Пол вешает еще один флаг на древко - теперь он может сказать,
что действительно побывал в России. Салют из серпантина и, тихо, под шумок,
уйти - очень грамотно. Думаю, никто и не понял, что ВСЕ. Закончилось.
Милиционеры сегодня не в меру вежливы. Будьте добры сюда, другие метро уже
переполнены. Шаришь глазами - кто из твоих случайных соседей тоже был на
концерте? На кого снизошло просветление?
«Не грусти, - сказали мне в понедельник на форуме Битлз.ру. – в нашей стране
возможно все. Может, он и вернется».