Альбом
этот не первой свежести (1999), но я только недавно приобрела
его и настолько прониклась, что собираюсь продвигать
его всем и каждому. Сразу хочу предупредить, что этот
диск для тех, кто не боится, что называется, громкой
и тяжелой музыки.
Я бы сказала, весьма своеобразная смесь панка и металла.
Западные музыкальные журналисты называют стиль группы
хоррор- или готик-панком, а то и еще как-нибудь
похуже. FAMOUS MONSTERS - второй альбом, записанный в период реинкарнации группы
после ее смерти в 1983 году, когда вокалист и один из основателей Гленн Данциг
по каким то причинам покинул группу. Далее в течение десяти лет в суде продолжалась
затяжная борьба остальных участников с ним за название и только в 1995 году группа
возродилась из пепла. Сюжеты их песен типично американские: помесь Half Life'а
с Quake'ом + американские народные фильмы ужасов типа <Дети кукурузы> и
др. в том же духе. (И действительно, оказалось, что музыканты вдохновлялись на
написание своих произведений так называемыми B-movies, то бишь фильмами ужасов.)
Но как все это исполняется! Голос вокалиста Мишеля Грейвза (а может быть, Майкла,
кто их, американцев, разберет. В оригинале - Michale Graves) то иронично-издевательский,
то проникновенно-трагический, причем особенно прикольно, когда он так варьируется
в пределах одной песни. Сам он объясняет свое замечательное исполнение тем, что
почти все песни из его личного опыта, и он все это пережил. Не дай бог, конечно,
кому такой личный опыт. Грейвз пришел в группу в 1995 году в 20-летнем возрасте,
откликнувшись на объявление в газете, в то время как другие члены группы были
почти в 2 раза старше него. Впрочем, разница в возрасте совершенно не была заметна,
так как в гриме все они выглядели лет так на 200, а то и на 300. До этого он
пел в разных группах с 13 лет. К сожалению, Грейвз также покинул группу в 2000
году. Удивительно, что эту группу у нас в России практически никто не знает,
хотя в Америке, да и в Европе она очень известна. Творчество группы оказало влияние
на многие современные команды, в том числе нео-панков Green Day, Rancid, Blink
182, металлеров и хард-рокеров Metallica, Pantera, Slayer, Marilyn Manson, Rob
Zombie, Guns n Roses и
Slipknot. Поэтому расскажу вкратце их историю.
Оригинальный
состав Misfits возник в 1977 году в занюханном городке
Лоуди штата Нью-Джерси, так что они стояли у истоков
панк-движения. Группу основали вокалист Гленн Данциг
и басист Джерри Онли. Позже к ним в качестве гитариста
присоединился младший брат Джерри, Дойл. Группа была
названа в честь последнего фильма Мэрилин Монро, чтобы
увековечить ее имя (удивительно, какие же все-таки хоррор-панки
сентиментальные). В самом начале своего существования
группа играла примитивный панк-рок, однако отличалась
от собратьев по жанру текстами, написанными по мотивам
фильмов ужасов, научной и ненаучной фантастики, а также
самолично придуманным имиджем - оригинальными прическами,
костюмчиками и макияжем. Музыканты оказались прямо-таки
мастерами народных промыслов: сами себе придумывали гардероб,
своими руками делали инструменты и декорации для выступлений
(гробы, наверно, какие-нибудь выпиливали). Как ни странно,
наибольший доход группе принесла не продажа альбомов,
а торговля собственной атрибутикой. Джерри Онли даже
сказал, что, судя по тому, что футболок они продали больше,
чем пластинок, многие люди, покупающие эти футболки,
даже не слышали их музыки. Их логотипом является стилизованное
изображение черепа (Fiend Skull), футболки с изображением
которого таскают все кому не лень, даже были замечены
юноши из N'Sync.
Поклонники группы именуют себя fiends (в одном из значений синоним fans, но
в более извращенной форме, типа маньяки, фанатики, одержимые). Группа также
известна огромной любовью к собственным поклонникам, полной отдачей при исполнении
своих произведений, а также грандиозными шоу во время концертов. В 1997 году
новым составом был записан альбом AMERICAN PSYCHO, который пользовался большим
успехом, не смотря на то, что многие поклонники группы считали, что никто не
сможет заменить
прежнего солиста. Группа также снялась в четырех фильмах (видимо, ужасов).
Теперь
расскажу о своих впечатлениях от некоторых песен. Альбом
очень ровный, то есть там нет хитов и просто проходных
песен, сплошь одни шедевры. Начинается все с инструментала
Kong at the Gates. Чистейшая готика, мрачные таинственные
риффы навевают мысли о средневековых замках, окружающих
их глухих лесах (и их обитателях ;) и нелегкой жизни
тамошних жителей. На заднем плане слышны некие звуки,
достойные быть вложенными в уста персонажей Quake'а.
Scream.
Одна из самых красивых песен на альбоме. Начинается она
с запоминающегося гитарного соло в готическом стиле,
далее идет обычный долбежник, который, однако, украшается
грустным голосом вокалиста, повествующего о том, какое
он получает удовольствие, когда подстерегаемая им жертва
кричит от страха. На эту песню известным режиссером Джорджем
Ромеро был снят клип, представляющий собой как бы мини-фильм
ужасов, который теоретически вы могли видеть на MTV.
Saturday
night. Честно говоря, вначале я подумала, что это кавер
какой-нибудь песенки 50-х. И действительно, впоследствии
оказалось, что музыкантам нравится стиль 50х-60х, и они
даже записали альбом каверов. Но это их собственная песня.
Просто на такой вот старорежимный мотивчик поется песенка
убийцы невинных девушек. Звучит это очень прикольно.
Pumpkin
Head. Начало довольно многообещающее. Под тягучие гитарные
запилы Грейвз завывает:
Now this is a story of a good man named Ed
Left his son for a moment, returned, found him dead
(А
теперь я расскажу вам историю о хорошем парне по имени
Эд, который оставил своего сына одного на минутку, вернулся,
а тот уже мертв)
А
дальше начинается ПАНК! Настоящий панк в своей первозданной
красоте с мощнейшим энергетическим посылом. Под такую
музыку невозможно усидеть на месте. Весьма энергичные
куплеты чередуется с неожиданно мелодичным припевом,
в котором видна вся красота голоса вокалиста.
Scarecrow
man. Все-таки у американцев извращенная фантазия. Кто
бы мог додуматься, что простое огородное пугало может
убивать, причем с особой жестокостью? Что характерно,
арии маньяков-психопатов исполняются Грейвзом особенно
трагическим голосом, так что чуть ли слезы не наворачиваются.
Все те же пресловутые западные музыкальные журналисты
называют эту песню рокабилли и зачем-то приплетают к
ней Элвиса Пресли. Не знаю, может так оно и есть, им
там из Америки виднее.
Die
Monster Die. Название этой песни, так же, как и многих
других, взято из классического фильма ужасов. Про что
она, я так и не поняла, но очень весело.
Descending
angel. Пожалуй, единственная лирическая песня на альбоме.
Рассказывается в ней о превратностях жизни падших ангелов.
Типа, жизнь смертных коротка, никто их не понимает и
вообще на земле как-то неуютно и т.п., но, конечно не
так, как я это вам описываю, а красивыми английскими
словами.
Fiend
Club. Эта песня - посвящение фан-клубу. На концертах
она исполняется всеми как гимн, стоя (хотя, вряд ли,
конечно, кто-то до этого сидел) с зажженными зажигалками
и традиционным подбрасыванием в воздух чепчиков и лифчиков.
Helena.
Why don't you love me anyway? - жалобно вопрошает Мишель.
Неужто лирическая песня? Да нет, должен быть какой-нибудь
подвох. И точно: <Если я отрежу твои руки, отрежу
твои ноги, будешь ли ты любить меня по-прежнему?>.
Нельзя не посочувствовать ереживаниям лирического героя.
(Был такой дурацкий фильм с Шерилин Фенн <Елена в
ящике>, видимо, это по его мотивам.) Вдруг совершенно
неожиданно тягучее вступление переходит в скоростные
металлистские запилы с соответствующим вокалом. Грейвз
и тут на высоте: в его исполнении каждое слово окрашивается
в свой собственный неповторимый оттенок, голос мечется
вверх и вниз, со скоростью света переходя из одного эмоционального
состояния в другое. Не успеете вы оправиться от изумления,
как все это безобразие снова трансформируется в заунывное <Why
don't you love me anyway?>.
Вообще,
описать данное произведение искусства для меня довольно
сложно, потому что все настолько совершенно, что и сказать
нечего. Итак, почему же стоит послушать эту замечательную
группу? Во-первых, фишка данной группы в ее потрясающей
ироничности, причем она заключается не в самих текстах,
а в исполнении. Если все то же самое спеть суровым, серьезным
голосом и сыграть соответственно (что некоторые товарищи и делают), получится
довольно тупо. Во-вторых, вокалист не рычит, не хрипит, не издает непотребных
звуков, а действительно поет, причем его голос обладает богатейшим диапазоном
разнообразных оттенков. Агрессивный и в то же время мелодичный, он имеет такую
сильную эмоциональную окраску, что заставляет сопереживать, даже если текст
песни непонятен или не смотря на то, что понятен. В-третьих, гитарист помимо
обычного долбилова периодически
выдает красивейшие соло. В общем, слушайте, наслаждайтесь, отправляйтесь в
другие реальности, насколько вас сможет завести ваше воображение, подкрепленное
волшебной музыкой Misfits.