Пишу
эту рецензию, исходя из пословицы «Лучше поздно, чем
никогда». Возможно, пригодится нашей «Молодой Гвардии».
Альбом, без сомнения, тяжелый и трудный для восприятия, но в то же время завораживающий
и погружающий в истину нашего бытия, по сути «осенний» альбом (кстати, по иронии
судьбы или по задумке ЮЮ, альбом вышел именно осенью). Одним словом, альбом
для взрослых. Как и в «Мире Номер Ноль», альбом «Единочество – I» пронизан
единой концепцией и носит повествовательный характер. Много намешанных стилей
(от фолка до NM), много перепадов настроения (от меланхолии до агрессии), много
интересных музыкальных красок руки Константина (Кота) Шумайлова (экс-Телевизор),
параллельные тексты (явление довольно редкое, т.к. очень трудно употребить
данный прием правильно), и, конечно же, максимальная смысловая нагрузка рок-поэзией
Шевчука.
- Начинается альбом стихом «Когда Един». Этим
стихом Шевчук открывал концерты «Единочество», но непосредственно на диске,
с использованием продуманного заднего плана из сэмплов, arpedgiato, – стих
вырисовывается в четкий образ.
- "Поэт". Самая интересная и самая тяжелая
композиция данного альбома. Именно композиция, т.к. условно её можно поделить
на несколько частей, и, что самое парадоксальное, можно разделить и в музыкальном
и в текстовом планах. Начинается песня с вокализа Шевчука, после чего на него
накладывается речитативная читка и тяжелый сэмпл Шумайлова – своего рода интродукция.
Первая часть – тяжелый монотонный блюз, в который через едва заметный мостик
резко вклинивается тяжелый рубленый ритм альтернативы. Тут же Шевчук начинает
читать параллельный текст «Соскочивший с дороги…» (кто не разобрал слов, могут
найти это стихотворение в сборнике стихов Шевчука «Защитники Трои»). Мне понравился
высокий едкий звук, мечущийся на втором плане во время прочтения первой части
стиха, который, в конце концов, срывается в вой сирены. В третьей части, на
первый взгляд, агрессивность спадает, по крайней мере, в двух квадратах, но
далее нарастает с той же силой, только уже не за счет жесткости рифов и ритма,
а за счет использования приема «параллельного» текста (вторая часть стиха «Соскочивший
с дороги…»). Финал – полностью творение Кости Шумайлова – фоновая педаль и
атональный вокализ – ставит весьма колоритную точку в композиции.
Смысловую кривую описывать не буду, т.к. каждый все в этом мире понимает и
принимает по-своему, замечу лишь, что Шевчук, видимо, показал дар поэта с двух
сторон – от бога и от черта; дар созидающий и, в тоже время, разрушающий.
- "Рабочий Квартал". Интуитивно понятная
песня. Характерные для Русского Рока «туттийные» выделения долей в припевах.
Картинка рабочего квартала, в «рамке» из монотонного обыгрыша басом и (опять
же) шумайловских примочек, нарисована достаточно четко.
- "180 см". Великолепная акустическая
баллада, весьма в духе Шевчука. Очень хорошо слушается второй голос Вадима
(Курылева).
- "Поколение". Без слов. (ДДТ, да и
только). Пионеров жизнеутвердит.:)
- "Мама, это рок-н-ролл". Кто-то на
форуме заметил, что на концерте эта песня звучала лучше. Полагаю, что в акустике
начало было записано специально, дабы оттянуть удовольствие «кача» - не все
ж сосискам «колбаса». Классная песня. Запомнил её еще с юбилейных концертов,
где видеорядом к этой песне шли ранние записи концертов Башлачева, Цоя, Гребенщикова…
Песня дает свой ответ на вопрос «что такое рок-н-ролл» в условиях нашего, российского
«климата».
- "Вальс. (Молитва)". В своих интервью
Шевчук часто говорил о своем стремлении к симфонизму. После этого группой «ДДТ»
было записано много песен с использованием инструментальной основы небольшого
фольклорного ансамбля, с интересными аранжировками, которые весьма приближены
к симфоническому звучанию. Эта песня одна из них. Кстати, недавно в свет вышел
альбом «Russian Rock In Classic», где песни отцов-основателей русского рока
звучат в симфоническом исполнении. На нем можно будет найти и творения Шевчука.
Удивительно, что Иван Васильев (труба), недавний, но ставший незаменимым, музыкант
в группе, появляется только во второй половине альбома. Шевчук же здесь щедр
на сочные метафоры. В общем, с первого раза и не поймешь – то ль на свадьбу,
то ль на похороны.
- "INTRO". Думаю, что теперь в каждом
альбоме «ДДТ» будут присутствовать музыкальные образы. Видимо, это связано
с Константином Шумайловым. У него на сайте выложены музыкальные зарисовки к
Каббале, кажется, этот набросок к одной из них. Мы, в узком кругу музыкантов,
называем эту зарисовку «Весна после ядерной зимы»J, когда солнце греет и не
знает, что согревать-то уже некого и нечего.
- "Крыса". Шевчук как-то, на вопрос
пользуется ли он Интернетом, ответил, что уметь в этой жизни надо практически
все, а вот использовать или делать некоторые вещи порой не надо. Вот он и показал,
что и рэп читать он умеет, правда, мне кажется, что делать это было совсем
необязательно. А вообще стиль очень подходит к тексту. Отличная работа всей
группы, а в частности Ивана Васильева.
- "Рождество". Этим стихом открывались
многие концерты «ДДТ». Очень вписываются голоса «у обрыва замерзшего леса»
(сэмплы).
- "Ночная Пьеса". Без Слов. От правды
не убежишь, а от страны не отмахнешься. Национальный колорит – такой, как дурь,
хмарь, и балалайка – присутствует.
- "Осенняя". Заключительная песня, где
Шевчук сам описывает характер всего альбома – «моя песня, конечно, дождливого
рода». Другой песни, в качестве финальной, я, признаться, не вижу. Все на месДДТе
– и клавиши, и гитары, и сэмплирование Константина, и двухголосие – Шевчук-Курылев,
и самое главное, стих. Как кто-то на форуме правильно заметил – стих – начало-начал.
В общем, чтобы понять этот альбом, как и придуманное Шевчуком слово «Единочество»,
альбом надо послушать не один раз. Очень сильно переплетаются звуки и интонации
с текстом, а в некоторых случаях текст одной песни переплетается с текстом
другой. Очень сильный прорыв после «Мира Номер Ноль» - совершенство не знает
пределов.
Постараюсь написать рецензию на альбом «Russian Rock In Classic», хотя, чувствую,
будет больше хая, нежели приятных слов.
С
уважением, Владимир Троицкий.